Оферта — главный документ о сотрудничестве продавца с Wildberries (далее – «WB»). Она содержит основные правила заключения сделок, логистики, хранения товаров и т.д. У продавцов часто появляются вопросы, связанные с этим документом.
Мы проверили оферту последней редакции и решили обратить Ваше внимание на ряд пунктов наиболее заинтересовавших нас.
Без долгих предисловий и причитаний, приступим к чтению оферты и анализу изменений.
1.4. Продавец – созданная по праву РФ коммерческая организация, зарегистрированный в РФ индивидуальный предприниматель или гражданин РФ, обладающий статусом самозанятого, которые приняли условия Оферты
Итак, Продавец – это лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ. Однако в п. 6.8. Оферты есть оговорка, предусматривающая сотрудничество «если Продавец не является резидентом РФ». Т.е. либо это опечатка, либо взаимоисключающее условие договора, но мы с Вами на данной оптимистической ноте, что и WB не свободен от ошибок, двигаемся дальше.
2.3. Договор считается заключенным с момента уплаты Продавцом Гарантийного взноса. Действия Продавца на Портале, предшествующие уплате Гарантийного взноса, считаются действиями, направленными на заключение указанного Договора.
Здесь всё просто: Оплатили взнос — Заключили договор. Далее вы обязаны следовать всем пунктам оферты, нравится Вам или нет.
4.6 Если товар подлежит обязательной маркировке, то лучше открыть оферту и перечитать внимательно.
В марте 2023 года в силу вступил закон, по которому маркетплейсы стали нести ответственность за продажу немаркированных или неправильно маркированных товаров. Как следствие, внимание селлеров акцентировали на обязательствах по самостоятельному информированию оператора об оборотое товара. Загружать УПД, содержащий коды идентификации, нужно не позднее 3-х рабочих дней с момента передачи их WB, а при возврате таких товаров продавец обязан подписать соответствующий УПД от WB в течение 1 дня с момента его получения.
4.8. Продавец обязан контролировать истечение срока годности или срока службы Товаров, переданных им на склад Вайлдберриз, при продажах со склада Вайлдберриз и незамедлительно инициировать возвращение или утилизацию находящихся на складе Вайлдберриз Товаров с истекшим сроком годности или сроком службы либо прекращение размещения Карточки Товара на Портале. Продавец признается нарушившим указанную в настоящем пункте обязанность, если Товар с истекшим сроком годности или сроком службы передается покупателю.
Т.е. продавец несет ответственность не только за соблюдение правил упаковки и маркировки товаров, но и обязан самостоятельно отслеживать сроки годности.
5.1. Продавец самостоятельно устанавливает и изменяет цену Товаров на Портале. Продавец в праве устанавливать скидки на Товар. Скидки, установленные с согласия Продавца, признаются скидками, установленными Продавцом. Вайлдберриз реализует Товар по цене, указанной Продавцом на Портале на момент оформления покупателем заказа, с учетом установленных Продавцом скидок (далее – «Розничная цена Продавца)
Раздел 5 сам по себе очень важный, и советуем обратить на него более пристальное внимание. Потребитель в первую очередь будет смотреть на сумму и скидку — это понятный маркетинговый ход. Но советуем внимательно следить за тем, кто и какие цены и скидки устанавливает на Ваши товары. За 2023 год, к сожалению, было огромное количество обращений по поводу применений скидки, в частности, вследствие багов системы или некорректного введения, когда, например, скидка в размере 7-8 % по итогу превращалась в 77% или 88% (пример).
На портале, Вы сами знаете, существуют боты: WB ли они, либо другие коммерческие организации. Данные боты моментально выкупают товары по низким ценам в огромных количествах, и Вы уже не сможете отменить эти действия.
Но, как бы то ни было, по итогу товар выкупается за бесценок, продавцы несут гигантские убытки.
5.3. Вайлдберриз вправе отступать от указаний Продавца о цене продажи Товара без предварительного согласования с ним посредством применения скидок Вайлдберриз к Розничной цене Продавца.
Собственно пункт о том, что WB иногда сами дают скидки сверх Ваших и Вашей цены. Что так же может стать для Вас проблемой (читаем выше). Единственный плюс в том, что далее сумма этой скидки вычитается из суммы комиссии, подлежащей оплате Продавцом WB.
5.4. Вайлдберриз перечисляет Продавцу денежные средства, вырученные от реализации Товара, в размере Розничной цены Продавца. Если Вайлдберриз применил скидки Вайлдберриз к Розничной цене Продавца, такие скидки не уменьшают сумму, которую Вайлдберриз обязан перечислить Продавцу, за исключением скидок предварительно согласованных с Продавцом.
О чем, собственно, мы выше и говорили. Однако сумма скидки будет возвращена в случаях, когда это касается только так называемых «Скидок WB». При этом существуют также «Скидки по Автоакции» до 15% (п.12.8.3. и 12.8.4.). Если продавец своевременно не откажется через функционал Портала от Автоакции, покрытие скидки ляжет не его плечи.
5.9. Вайлдберриз вправе приостановить исполнение обязанностей по выплате Продавцу денежных средств, полученных от реализации Товара, в случае:
1) если Продавец не предоставил подтверждение заключения Договора (пункт 2.4) в течение 5 дней после запроса от Вайлдберриз – до устранения нарушения без уведомления Продавца о такой приостановке;
2) если Вайлдберриз начал проверку Продавца на предмет возможного недобросовестного поведения или нарушения условий Договора, прав потребителей или законодательства РФ — на срок до 21 дня с предварительным уведомлением Продавца о такой приостановке.
Вайлдберриз вправе приостановить исполнение обязанностей в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, неоднократно.
Ситуации в которых WB может приостановить Вам выплаты. WB может запросить в течение 5 дней предоставить подписанные Продавцом заявление о присоединении к Оферте или текста Оферты, что в случае отсутствия ЭДО или нахождения Продавца в отдаленных регионах может стать проблематичным. Следующая ситуация: «замечательный» пункт, из которого следует, что WB в любой момент может начать проверку сроком до 21 дня для выявления «возможного недобросовестного поведения»: нарушения прав потребителя или нарушений законодательства РФ, т.е. нарушений в отношении качества товара, упаковки, маркировки, этики общения и чего угодно, что можно подвести под формулировку «нарушение установленных законодательством требований». Как говорится, был бы продавец, а статья закона/договора найдется.
Для чего это делается? Всё просто. Если Вам начислены штрафы от WB, маркетплейс «заберет своё» из тех денежных выплат, что вам причитаются.
7.1. Вайлдберриз вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения (далее – Изменения) в Договор.
Ну как же без этого.
8.1. Любая переписка сторон, включая направление уведомлений, претензий, первичных документов, осуществляется исключительно через Портал. Сообщение или документами доставленные любыми иными средствами связи признаются полученными другой стороной только при условии направления их копии посредством Портала.
Официальный чат с селлерами в Telegram был удален — как раз в связи с этой поправкой в оферте, теперь «общаемся» только через Портал. Очень удобно. Для маркетплейса.
Никакие почты, никакие ЭДО, вся переписка, направление претензий в сторону маркетплейса и т.д., через Портал. Через специальное окно отправки досудебных претензий.
8.7. Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами по Договору или в связи с ним, подлежат досудебному претензионному урегулированию. Претензия в адрес Вайлдберриз направляется через Портал в разделе «Поддержка», категория «Претензии» — «Досудебная претензия». Другая Сторона обязана ответить на предъявленную претензию в течение 30 (Тридцати) календарных дней со дня ее получения. Стороны допускают предоставление ответа на претензии посредством электронной почты. В случае недостижения согласия спор подлежит разрешению в Арбитражном суде Московской области.
Срок рассмотрения претензии для Вайлдберриз 30 дней. Подсудность — Арбитражный суд Московской области. Срок возврата денежных средств по закону о защите прав потребителей 10 дней. Вот и думайте.
9.2.3. Продавец определяет содержание Карточки товара и самостоятельно размещает ее на Портале. Вайлдберриз не вправе вносить изменения в Карточку товара. При создании карточек Товара Продавец обязуется:
Очень важный пункт. А точнее его подпункт 3 — не размещать товары, запрещенные для продажи или предложения к продаже в сети Интернет законодательством РФ и других стран, в которые осуществляется доставка, а также товары, указанные в Перечне запрещенных товаров, являющемся неотъемлемой частью Договора, размещенном на Портале по адресу
https://static-basket 02.wb.ru/vol20/portal/education/instruction/Perechen_zapreshchennykh_tovarov.pdf
(далее – Перечень запрещенных товаров)
Вы не в праве в карточках размещать запрещенные товары. Они не должны быть у Вас, всегда проверяйте список запрещенных товаров с Вашим ассортиментом. Как только видите, что Ваш товар является запрещенным Вы должны сразу же подать заявку на возврат. Если Вы этого не сделаете ВАМ НАЧИСЛЯТ ПРОСТО ГИГАНТСКИЕ ШТРАФЫ. В общем, посматривайте в список запрещенки как можно чаще.
Среди перечня запрещенных товаров есть «Товары, представляющие угрозу здоровью и безопасности» и под этот перечень можно подтянуть всё, от продуктов питания с истекающим сроком годности, до каких-нибудь некачественных китайских игрушек.
9.3.5. Претензии и обращения покупателей доставляются до Продавца с использованием раздела Портала «Чат с Продавцом». Продавец обязуется отвечать на претензию и обращение Покупателя аргументировано в полном объеме, в соответствии с этикетом делового письма в течении 10 дней с момента появления претензии или обращения в ЛК Продавца на Портале. Не считается надлежащим ответом на претензию или обращение односложные ответы, нецензурная брань, грубое общение с покупателем, отказ от удовлетворения претензии без обоснованной аргументации.
Требования к ответу на претензии. В пункте 9.3.6 подробнее расписаны эти самые «этические моменты». Даже если покупатели ведут себя неадекватно, старайтесь вести себя сдержано. Ибо итогом сами влетите на штраф от WB.
9.3.8. Срок предоставления ответа на вопрос Продавца, поступивших в личном кабинете в разделе «Поддержка», не превышает 30 дней. В случае, если Продавец не предоставляет всю необходимую информацию для ответа на вопрос, срок предоставления ответа может быть увеличен.
А вот поддержка WB может отвечать 30 дней. Опять огромный срок.
9.9.5. Вайлдберриз вправе заблокировать личный кабинет Продавца на Портале
Если рейтинг доставки упадет ниже 95% всё может закончится не просто блокировкой карточек с запрещенными товарами, а полной блокировкой кабинета. Далее следует огромный список на который Вам лучше обратить внимание. Например запрет на денежное или иное вознаграждение за предоставление покупателем отзыва о товаре. Нарушение той самой «этики» в ответах на отзыв и в чатах.
11.1.6.: При приемке товара Вайлдберриз вправе выборочно вскрыть тару (паллет, коробка и прочее) и проверить наличие в ней грызунов, насекомых, птиц и других вредителей, а также следов их пребывания. При выборочном вскрытии тары Вайлдберриз составляет акт осмотра, а также производит фото-и видеосъемку производимых действий. В случае обнаружения в таре грызунов, насекомых, птиц и других вредителей, а также следов их пребывания Продавец обязан уплатить Вайлдберриз штраф в размере, предусмотренном Договором. При неоднократном выявлении Вайлдберриз нарушений Продавца, указанных в настоящем пункте, Вайлдберриз вправе расторгнуть Договор посредством удаления Личного кабинета Продавца.
Заслуживает внимание и раздел 11 о приемке и возврате товара. В частности, приведен интересный пункт 11.1.6. о выборочном вскрытии тары на предмет наличия грызунов и насекомых. Причем случаи повреждения тары самим маркетплейсом и, как следствие, проникновением в товар грызунов – не оговариваются, а автоматом ложатся штрафами на плечи продавца. О повторной упаковке силами Вайлдберриз «выборочно вскрытой тары» также информации не видим.
Мы представили далеко не полный перечень интересных моментов из разработанной Вайлдберриз оферты на 51 листе. Однако, изучив до буквы каждый пункт этого довольно жесткого в отношении продавцов документа, мы полны знаний, опыта и решимости помочь Вам в разрешении любых спорных ситуаций, возникающих из правоотношений с маркетплейсом.